(812) 314-05-52

Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17

Язык - это путь к сердцу человека и сокровищам мировой культуры.

                  (812) 314-05-52

Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17

КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ

Главная \ Наши публикации \ О скорости звука

О скорости звука (вспоминая годы учебы в 207-й школе Санкт-Петербурга)

Мне нравится современный анекдот. Скорость звука величина непостоянная. То, что тебе говорят родители в детстве, доходит до тебя после сорока. 

Для каждого человека школьные годы – это цепь ярких незабываемых событий. Однако смысл некоторых из них доходит только в зрелом возрасте.

Я училась в школе в  60-х годах прошлого века, когда образование еще не относилось к сфере услуг, а учителя занимались не только обучением, но и просвещением и воспитанием. 

Мне вспоминаются наши преподаватели: Надежда Федоровна - математика, Зоя Анатольевна – русский язык и литература, Екатерина Абрамовна – химия, Нина Николаевна – английский, Евгения Михайловна и Радий Михайлович – физкультура, Елена Николаевна - пение. Заметьте: школа с углубленным изучением английского, а сильные учителя - яркие личности и настоящие профессионалы - по всем предметам! 

Но для меня самой  непостижимой и недосягаемой была Ада Альфредовна – завуч по воспитательной работе(!). Высокая,  элегантная, строгая, прямая как струна немка, которая, вероятно, сама училась еще в царской России. Ее короткие седые волосы лежали аккуратными волнами, а профиль худощавого лица с крупным носом словно сошел с портрета. Я прекрасно помню ее серые серьезные внимательные глаза и уважительную манеру общения с учениками школы вне зависимости от возраста. 

Не знаю, кому принадлежала идея создать Музей бывших учеников нашей школы, думаю, что именно Аде Альфредовне. Этой идеей она увлекла буквально всю школу. Случилось так, что главной «движущей силой» для воплощения этой идеи в жизнь оказался наш класс. Начался поиск, когда мы были в 5-м классе.

К 9-му классу были созданы альбомы, стенды на всех этажах с портретами и биографиями тех, кто бегал по нашим коридорам, смотрел на мир через наши окна, ставил опыты в наших кабинетах физики и химии, играл в баскетбол в нашем спортзале, словом, дышал тем же воздухом…. А потом  для них грянула война. 

Технология поиска бывших учеников состояла в следующем. Каждый класс получал список выпускников конкретного года. Наша школа была организована в 1937 году. Сначала набирали только старшеклассников, а в 1939-м был уже первый выпуск. А дальше шли 1940, 1941 …

Когда мы увидели список бывших школьников и поняли, что большая часть мальчишек и девчонок из списка не вернулась с фронта, это было потрясение, когда до многих начало доходить, что такое война.

Следующий шаг поиска – запрос адреса и телефона «искомого лица» через «Ленгорсправку».

А дальше начиналось самое интересное. Звонок малявки-пятиклассника взрослому человеку, когда ты договариваешься о встрече и об интервью – это впечатление,  которое позволяет почувствовать, что ты задаешь вопросы не только от себя, а от имени всех своих одноклассников, которым ты будешь это рассказывать. А сегодня я понимаю, что это был разговор между поколениями. Когда человек, который уже состоялся, рассказывает тебе о том, как сложилась его жизнь и жизнь его одноклассников, ты волей-неволей  сам начинаешь представлять, как «посланник» нового поколения учеников твоей школы придет к тебе много лет спустя, и ты будешь ему рассказывать о своих мыслях, своих достижениях, своих потерях.

Наши родители проявляли  настоящую самоотверженность, когда после работы, вечером сопровождали нас на другой конец города для беседы. Я никогда не забуду своего папу, который часто работал без выходных, но находил время доставить меня на место, где совершался «диалог поколений», где происходила встреча между прошлым и будущим, а сам в ожидании меня колесил зимой по заснеженным дорожкам вокруг дома холодным петербургским вечером. 

Я выбегала ему навстречу перевозбужденная и рассказывала о том, где был мой новый взрослый знакомый в войну, какое получил образование, кем стал. Беседа обычно сопровождалась чаепитием с пирожными. Среди наших бывших учеников было немало инженеров, был физик-ядерщик Виталий Гольданский и поэт Анатолий Чепуров! И эти люди разговаривали  со мной с уважением, как с равной! С собой я уносила не только драгоценный опыт, которым делились мои «одношкольники», но и  записанную биографию, фотографии их самих и их одноклассников. Иногда это были миниатюрные фото для документов тех, кто не вернулся с войны. Впоследствии мы увеличивали эти портреты, и эти молодые люди серьезно смотрели на нас до конца учебы со стендов на стенах школы. 

Когда 9 мая 2015 года я участвовала в шествии «Бессмертный полк» я вспомнила эти лица, увидев портреты их одногодков в руках их детей, внуков и правнуков. Я с комом в горле почувствовала возрождение исторической памяти нашего народа. Я увидела, что люди способны объединиться по зову сердца, чтобы вспомнить свои корни,  вспомнить, что мы – единый народ, который объединяют общие победы и горечь потерь.

 

Читайте так же:

На главную Напишите нам Карта сайта